Проект Насекомые


Внимание! Все права принадлежат Монтессори группе "на Курской" и ОПС "Ассоциация Монтессори-педагогов России". Любое коммерческое использование запрещается.

КРУГ 1: Кто такие насекомые.
Материалы: Карточки  и фигурки из расширения словарного запаса, фотографии из книг и журналов, аудиоэнциклопедия беседы с Чевостиком «Удивительные насекомые»
Интересно  : У всех насекомых по шесть ног, на каждого человека приходится 200 000 000 насекомых, всего открыто около 1млн видов.

 

карточки насекомые


ИЗО: Муравейник.
Из мятых газет делаем заготовку в форме муравейника. Гипсовый бинт нарезаем кусочками, окунаем в миску с водой и быстро накладываем на заготовку. После того, как гипс застынет, муравейник раскрашиваем гуашью. Когда краска высохнет, поверхность муравейника покрываем клеем ПВА и посыпаем чаем.



КРУГ 2: Внешнее строение
Материалы: карточки  и фигурки из расширения словарного запаса, фотографии из книг и журналов, иллюстрация схема строения насекомого. 
Интересно: У всех насекомых тело делится на голову, грудь и брюшко. Конечности крепятся к груди, все внутренние органы находятся в брюшке, на голове расположены антенны, глаза, ротовой аппарат.



ИЗО: Муравьи.
1 ) Берем 3 кусочка проволоки – они превратятся в 6 лапок . Поролоновую колбаску перевязываем в двух местах. Получившиеся голову, грудь и брюшко обклеиваем бумажным скотчем (это хитиновый покров). К груди прикрепляем лапки, к голове – антенны и красим муравья гуашью в коричневый или черный цвет.
2 ) Из коричневой бумаги, сложенной пополам, вырезаем по шаблону тело муравья. К груди приклеиваем 6 лапок, предварительно сложенных гармошкой.


   


КРУГ 3: У насекомых скелет – внешний.
Материалы: Скелеты человека, лягушки, крокодила для сравнения. Увеличенные изображения насекомых.
 Интересно: Внешний скелет насекомых состоит из твердых подвижных пластинок.


ИЗО:  Насекомые в технике оригами.

  • Кузнечик. Складываем по схеме из квадратных зеленых листочков.
  • Бабочка. Вырезаем заготовку по шаблону, затем раскрашиваем и складываем по схеме.


КРУГ 4:Органы чувств насекомых.
Материалы: фотографии из книг и журналов, фигурка человека и насекомого.
Интересно :Сравнение с органами чувств человека

 

Человек

Насекомое

Обоняние

Нос

Антенны (усики)

Зрение

Два глаза

Фасеточные глазки

Вкус

Рот, язык

Лапки, антенны

Слух

Уши на голове

Органы слуха на коленках, на брюшке

Орган, издающий звуки

Гортань

Крылья, надкрылья


ИЗО:  Изготовление насекомых из поролона и проволоки.
1) Жук – олень в изготовлении похож на муравья, но его особенность – большие  красивые рога.
2) Стрекоза. Из толстой прозрачной пленки вырезаем крылья. Из поролона и проволоки делаем тело и лапки. Красим его гуашью; к голове приклеиваем большие круглые блестки – глаза. Крылья крепим степплером.



КРУГ 5: Метаморфоз насекомых.
Материалы: фотографии из книг и журналов, карточки « Жизненный цикл бабочки».
Интересно : Полный метаморфоз: яйцо – личинка – куколка – взрослая особь ( бабочки,  стрекозы, жуки). Неполный метаморфоз: яйцо – личинка – растущая особь ( кузнечики, саранча, богомол).

 



ИЗО:  Метаморфоз бабочки.

  • Взрослые бабочки получаются из симметричных отпечатков гуаши на сложенной пополам бумаге. После высыхания вырезается контур бабочки.
  • Кладка яиц на листе. Из зеленой бумаги, сложенной пополам, вырезаем лист. Смешав три кусочка близкого по цвету пластилина, размазываем его по направлению от черенка к краям. Процарапываем прожилки и лист готов. На него из пшена или бисера выкладываем  «яйца бабочек».
  • Гусениц делаем из поролоновых колбасок и проволоки. Красим гуашью.
  • Куколка легко получается из смятого кусочка бумажного скотча. Ее можно покрасить акварелью.
  • Еще бабочку можно сделать в технике батика. Ткань натягиваем на пяльца, наносим контур сначала карандашом, потом  краской для контуров. После высыхания контуров раскрашиваем бабочку красками для ткани или тушью и чернилами.


                     
                  


КРУГ 6: Классификация насекомых.
Материалы: фотографии из книг и журналов, фигурки для сортировки.
Интересно : Насекомых классифицируют по крыльям.

  • Прямокрылые (кузнечик, саранча, богомол).
  • Жесткокрылые (жуки).
  • Чешуйчатокрылые (бабочки).
  • Перепончатокрылые ( пчелы, осы, шмели).
  • Двукрылые (мухи, комары, слепни).
  • Бескрылые (вши).


ИЗО:  Мокрая акварель.
Лист акварельной бумаги смачивается губкой: сначала с гладкой, затем с шершавой стороны. Широкой кисточкой закрываем весь лист акварельной краской, выбранной для фона. Выбирая нужные цвета, рисуем насекомых, цветы и т.д.

      



КРУГ 6: Подготовка докладов.
Детям было предложено подготовить доклады. Выбрать насекомое они могли сами.
После обсуждения договорились, что в Докладе должны быть:

  • Внешний вид (размеры и особенности).
  • Где обитает.
  • Метаморфоз.
  • Питание.

Готовили доклады дети  во время свободной работы или дома с родителями, но могли пользоваться книгами из библиотеки группы.

Кто такие насекомые
Ангела Вайнхольд - Кто такие насекомые
Издательство: Урал ЛТД
Серия: Зачем? Отчего? Почему?
Автор: Вайнхольд Ангела

Насекомые и пауки
Дениз Райан - Насекомые и пауки
Издательство: Махаон
Серия: Я люблю читать-1 уровень
Автор: Райан Дениз

Мир насекомых
Роберт Коуп - Мир насекомых
Издательство: Махаон
Серия: Я люблю читать-4 уровень
Автор: Коуп Роберт



ИЗО:  Божья коровка..
Из пластилина делаем заготовку в форме божьей коровки.
Гипсовый бинт нарезаем кусочками, окунаем в миску с
водой и быстро накладываем на заготовку. После того, как
гипс застынет, раскрашиваем гуашью.




КРУГ 8: Доклад 1. Колорадский жук.

 

ИЗО:  Луг.

Основа – кусочки бумажного скотча, наклеенные на ватман. Они создают неровную поверхность. Поролоновыми тампонами наносим синюю и желтую гуашь. Потом вырезаем цветы и траву из цветной бумаги. Стебли цветов – из соломинок для коктейля.
Пушистые объемные цветы
получаются  из нескольких салфеток. Салфетки посередине нужно скрепить степплером, затем обрезать по кругу и хорошо помять.

 

Готовую полянку заселяем  муравьями, бабочками
Кузнечиками и божьими коровками.

КРУГ 9: Доклад 2.Стрекоза



Стрекозы живут на Земле много тысяч лет. У первых стрекоз был размах крыльев до 70 см.
Они хищницы. Яйца откладывают в воду.  Личинка стрекозы – наяда. У стрекоз два сердца и пять глаз.
Два – огромных фасеточных, в каждом до 3000 маленьких глазков.
Один – посередине лба и еще два на концах крыльев.

ИЗО:  Пруд.

Основа делается в технике рваной аппликации из синей (разных оттенков), фиолетовой, зеленой бумаги. Сверху покрывается прозрачной упаковочной пленкой.
Камыш. Поролоновые колбаски красятся коричневой гуашью и крепятся на зубочистки и вставляются в трубочки для коктейля. Полоски зеленой бумаги склеивают в кольцо. К этой основе крепят камышинки и листики камыша (нарезанные тонкие полоски темно зеленой бумаги).
Лилии. Из сложенной пополам зеленой бумаги вырезают листья (можно надрезать по краю и загнуть к верху). Из сложенных пополам листочков белой бумаги двух размеров вырезают лепестки, снизу надрезают и склеивают, чтобы лепесток стал объемным. Собирают цветок, в середину приклеивают желтые тычинки, соединяют с листьями.
Стрекозы из поролона (см. круг 4) крепятся на полоски ламинированной бумаги и степплером фиксируются в островках камыша.



Доклад 3 Бабочка Голубая Морфа.

ИЗО: Лес.

Стволы. Толстую трубку утеплителя для окон  разрезали на куски по 40см. Верхнюю часть каждого «ствола» надрезали, чтобы получились ветки. Облепили каждую бумажным скотчем ( получилась кора) и покрасили гуашью. Другой вариант – скручивать ветки из полосок бумаги. Для этого полоску бумажного скотча кладут липкой стороной вверх, к краю приклеивают бумажную полосу шириной 3-4 см. и наискосок накручивают на палочку или толстую кисть ( из готовой ветки она выпадает). Плоские стволы можно делать из толстых шерстяных ниток, клеить их можно обойным клеем, расправляя кистью по рисунку.
Крона. Вариантов создания кроны тоже несколько. Это может быть бумажная аппликация из рваной бумаги разных оттенков зеленого цвета или осваиваем технику нанесения гуашевых мазков кистью, используя разные сочетания желтой, синей и белой краски. Из высохших заготовок вырезаем фрагменты кроны и крепим их к веткам степплером.
В лесу размещаем метаморфоз бабочки и жуков – оленей



Доклад 4 Муравьи.

«Муравьи принадлежат к жалящим насекомым, отряд  перепончатокрылые. Крылья только у самцов и самок. Кусают челюстями и брызгают кислоту.
Какие в муравейнике муравьи есть:  крылатый самец, царица крылатая, солдат не крылатый, рабочий не крылатый.
Едят некоторые муравьи тлей, червяков, цикад.
По-гречески метаморфоз  - это превращение : яйца – личинки – куколки – муравей».


ИЗО: Шляпы-ободки.
Зеленую бумагу А4 разрезаем по короткой стороне пополам и склеиваем в ленту. Складываем вдоль пополам.  Надрезаем до сгиба, в виде травинок, зеленую бумагу, другого оттенка, нарезаем на более узкие полоски, складываем пополам, надрезаем, затем приклеиваем снизу по всей основе. Вырезанные из цветной бумаги цветочки приклеиваем к основе. По шаблонам вырезаем насекомых (бабочек, муравьев, божьих коровок, жуков, стрекоз и т. д.), украшаем их и приклеиваем к основе (можно и к отдельным травинкам). По размеру головы ребенка делаем шляпу, скрепляя концы степплером. Ламинированную зеленую или синюю бумагу режем на тонкие полосы (длиннее, чем основа). К одному концу степплером прикрепляем бумажную бабочку, другой конец крепим к основе изнутри. Можно сделать шляпу – пруд, тогда к зеленой основе приклеиваем тонкую синюю полоску (вода), к травинкам - коричневые овалы (камышинки), цветы – кувшинки, на ламинированные полоски крепим стрекоз.

 

Доклад 5 Жук-олень

Жуки-олени живут в лиственных лесах юга России.
Питаются листьями.
Длина вместе с рогами  8-10 см.
Их личинка живет 7 лет
Они очень любят сражаться и сталкивать друг друга с веток.
Дерутся просто так, не за еду и не за самку. Могут пробить сопернику голову  своими рогами-челюстями. Но это не страшно, т. к. под  панцирем-шлемом ничего нет, маленькая голова находится возле самой грудки.  Сражаются жуки-олени только с равными себе по силе. Летают  стоя вертикально.

 

Доклад 6. Божья коровка.

  Это жук. Питается тлями. Личинки божьей коровки  со щетинками, в наростах. Поэтому их никто не хочет съесть.

ПУТЕШЕСТВИЕ МУРАВЬЯ


 

Муравьем я зовусь, всех приветствую!
Отправляюсь сейчас в путешествие:
На полянку, и к пруду, и в лес –
Говорят, там так много чудес! «В траве сидел кузнечик» 1 куплет
в сопровождении металлофонов,
колокольчиков, тон-блоков, трещеток
 



Прыг туда, прыг сюда,
Это что за чехарда?
Подойду-ка я поближе…
- Эй, вы кто? Я вас услышал! Мы, кузнечики, стрекочем, жуем травку сладкую
И все слышим – передними лапками!
Хор:
Не пугайся, мы теперь знакомые,
Мы такие же, как ты – насекомые!



Путешествую среди цветочков ловко.
Ой! Ты кто?
- Я Божья коровка.
На спине у нас черные точки.
Мы от тли спасаем цветочки.
Не стрекочем мы и не скачем,
Мы летаем, а крылышки – прячем.
Хор:
Не пугайся, мы теперь знакомые,
Мы такие же, как ты – насекомые! Я стою и дрожу на шести тонких лапочках.
Испугался, дурашечка, бабочек.


Я-то думал – вот цветы на полянке.
А они вдруг вспорхнули,
Улетели беглянки.

Крыльями своими помахали,
А потом тихонечко сказали:
Хор:
«Не пугайся, мы теперь знакомые,
Мы такие же, как ты – насекомые!»

 


Звучит вальс цветов из «Щелкунчика»
Танец бабочек


Наконец добрался я до пруда.
Там еще одно увидел чудо.
Длинный хвост и сдвоенные крылья,
И глаза огромные застыли…

 

Звучат треугольники и фонограмма
«Звук ручья»

 

Здравствуй, муравей! Я – стрекоза.
Видишь ты не все мои глаза.
У меня их пять. А сердца – два!
Слушаю усами все слова.




Наши предки динозавров знали.
Да, мы хищницы.
Тебя мы испугали?

 

 

Хор:
Не пугайся, мы теперь знакомые,
Мы такие же, как ты – насекомые!

А потом я отправился в лес.
И на дерево сразу залез.
Не спеша переполз на листочки
И увидел там белые точки.
И не знал я, что в маленьких точках
Ждут рожденья сыночки и дочки.

Вы поверьте, девчонки, мальчишки –
Это Бабочкины детишки.
И когда они вылупляются –
Сразу в гусениц превращаются.


Вот и гусеница ползет!
И все время жует, жует…
А потом выпускает нить,
Чтобы кокон покрепче свить. В этом коконе долго спит.
И ей снится – она летит!
Так и будет, когда проснется,
Когда бабочкой обернется!




Звучит фонограмма « Звуки леса»

Я скажу тогда:
- Не бойся, мы знакомые!
Ты теперь, как и я – насекомое!


Мне на дереве жук повстречался.
Он рогатым оленем казался.
У него же клешни – как рога!
И сражаться готов он всегда!

Но, с такими же только оленями
(С остальными сражаться – лень ему).
Не поверите – стоя летает,
И меня за врага не считает!

Говорит мне:
«Не пугайся, мы теперь знакомее,
Мы такие же, как ты – насекомые!»

Мне усталость в пути не знакома,
Я таких, ребята, встретил насекомых!
Побегу скорей к своим, в муравейник.
Расскажу про стрекозу, жука-оленя,
Про кузнечиков, про гусениц и бабочек –
Ведь у нас у всех по шесть ножек-лапочек.

Ждут нас в гости новые знакомые,
Все такие же, как мы, – насекомые!

Прибежал, рассказал, всяк расспрашивал.
И теперь мои друзья стали нашими.