Проект "Монтессори-чтения"

Что такое Монтессори-педагогика? Почему более ста лет она развивается в разных странах мира, несмотря на войны, революции, смены правительств и непрерывно возникающие новые методики  обучения? Чтобы лучше понять это несколько лет назад мы начали программу «Монтессори-чтения». Мы предлагаем всем, чья деятельность связана с воспитанием детей, читать работы Марии Монтессори и делиться своими мыслями, ощущениями, открытиями.

 



Неснова Ольга

К вопросу о том, почему важно уважать ребёнка


Эссе по книге Марии Монтессори "Дети – другие"

Прошло достаточно много времени с тех пор, когда Мария Монтессори вела активную деятельность, пропагандируя передовые идеи о том, как следует обращаться с детьми. Казалось бы, учитывая ту скорость развития науки, техники, а также общества, которая присуща современному миру в последние 100 лет, методы воспитания детей должны были бы соответственно развиваться. В какой-то мере они действительно развились, однако ещё далеко не все идеи Монтессори воплощены в жизнь, тем более не воплощены повсеместно, и слишком много ещё остаётся в мире взрослых, которые не осознают того, какую пользу они могли бы принести своему ребёнку.

С развитием цивилизации, права ребёнка были признаны и охраняются законодательствами многих стран, в той или иной степени. В больницах, государственных учреждениях, частных домах тело маленького ребёнка окружено заботой, вниманием и бережным отношением. Это одна из вещей, к которым призывала Монтессори и которые реализованы на данный момент, что не может не радовать, поскольку свидетельствует, что мир в своём отношении к детям не стоит на месте, и пусть не так быстро, как хотелось бы, но развивается в направлении, указанном Монтессори. Однако во многих аспектах взрослым ещё только предстоит, прежде всего, осознать, а затем и освоить, как обращаться с ребёнком.

подробнее...




Горбанёва Ирина

Ребенок в семье – чистый лист


Решив изучать педагогическую систему Марии Монтессори я даже не представляла, сколько удивительных открытий ждет меня впереди.

Как человек, не имевший пока никакого отношения к профессии педагога, и рассуждающий скорей как мать школьника и бывшая школьница, могу сказать, что традиционная система образования, существующая в странах – бывших республиках СССР (имела несчастье столкнуться с этим в России, Беларуси и Казахстане) калечит личность и психику ребенка и обрекает на постоянную борьбу с комплексами, страхами, неконтролируемой агрессией, с отвращением к любой форме обучения и с многими другими негативными последствиями.

подробнее...




Комарницкая Яна

О детях и взрослых


Дети, с которыми довелось встречаться мне представляют собой такой "комодик", доставшийся от бабушки, в который родители сложили все свои и некоторые чужие заморочки, при этом от комодика ждут, что вырасти он должен почему-то минимум в авиалайнер.

"Взрослому никогда не следует формировать ребенка по своему собственному подобию" - пишет М.М. А ведь у взрослых нет других вариантов - они (или мы) не представляют себе, как же еще можно обращаться с ребенком. У каждого человека есть свой "ноль адекватности" - даже если мы видим свои недостатки, что уже неплохо, то всё равно считаем себя самыми правильными. При этом умудряемся не уметь любить себя. Весь этот прекрасный багаж и передается из поколения в поколение. Мало кто может понять, что такое свобода и как с ней справиться, если вдруг она случилась.

"... то, что препятствует развитию ребенка в наиболее восприимчивые периоды его жизни, может повлиять на созидание его индивидуальности. Нам необходимо понимать, что это есть проблема из проблем не только в воспитании, но и в истории человечества".

подробнее...




Невзоров Павел

Понять ребенка - не самое простое дело


Понять ребенка – не самое простое дело. Это бывает особенно сложно, если «понимающий» считает себя «взрослым». Это разделение планеты на «людей» и тех «кто только собирается» сбивает ориентиры и пагубно в целом. Но «взрослый» мир выработал этот механизм защиты от «детей» достаточно давно, и бороться с ним сложно. Но можно сделать обратный ход. Стать (или представить себя) «ребенком» и постараться понять взрослых. Возможно, в мире «взрослых» найдется что-то похожее (ощущения, открытия), что можно использовать для взаимопонимания.

подробнее...




Василенко А.П.

Монтессори-педагогика не только по отношению к детям


Статьи Марии Монтессори по вопросам отношения к детям, раскрытия заложенных в них способностях, уважения и веры в маленьких людей вызывают у меня чувства радости и спокойствия. Читая эти работы, я понимала, что страх перед будущим покидает меня и на смену ему приходит светлая надежда, уверенность в том, что для моих детей мир будет совсем другим.

Но для своего эссе я выбрала «Речь по случаю торжественного открытия одного из домов ребенка» Здесь не так много места отведено именно вопросу воспитания детей, в основном речь идет о взрослых людях, о тех людях, которые оказались вытесненными за пределы нормального существования.

подробнее...




Щерба Мария

Размышление о статье Марии Монтессори «Взрослый как обвиняемый»


Прочитав книгу Марии Монтессори «Дети- другие», я  нашла очень много позиций, на тему которых хотелось бы размышлять.  Даже скорее хотелось бы, чтобы родители детей всего мира порассуждали вместе с нами.  Тема, о которой мы поговорим, была описана не в одной книге Доктора М.Монтессори, а практически во всех её книгах и некоторых статьях. В книге «Дети - другие» посвящена наболевшему вопросу целая глава. Пусть небольшая, но очень содержательная, информативная и будоражащая мою кровь и душу глава «Взрослый как обвиняемый».

В этой главе Монтессори поднимает вопрос отношения взрослых непосредственно к детям, хрупким, чистым, невинным и искренним созданиям и буквально, выносит им, взрослым, обвинения. Обвинения не беспочвенные, обвинения «против неосознанных заблуждений».

подробнее...




Коршунова Мария

«О сути монтессори-педагога»


Сейчас много говорят о монтессори-методе применительно к дошкольному (и уже даже к школьному) обучению. Однако главное внимание уделяется организации развивающей среды и применению различных монтессори-материалов. И уже из одного факта наличия ребенка в такой среде   возникает ожидание некоего педагогического чуда. А это ожидание весьма вероятно может и не подтвердится, в результате чего возникают самые разные мифы о неприменимости монтессори-метода, как системы, ограничивая использование лишь  применением монтессори-материалов в виде  развивающих игрушек.

подробнее...




Алпатова Н.А.

Роль учительницы в Монтессори-школе


«Не тот Учитель, кто учит нас культуре, а тот, кто сможет раскрыть для нас 
нашу индивидуальную природу и наши внутренние возможности».
Мария Монтессори
 

Педагогика Марии Монтессори обращена к нашим современникам: родителям, учителям, воспитателям, дидактам и лишь в малой степени к историкам. Она наводит на серьезные раз¬мышления о смысле работы учителя, педагога-исследователя, психолога, о сознательном материнстве и отцовстве.

«Мой метод, — пишет Мария Монтессори, — привел меня к открытию духовных особенностей детей, которые ранее не наблюдались. То, что было открыто прежде, лишь внешний облик ребенка. Способствовать понимать детей, работать для защиты их прав — это и есть моя цель... Ребенок — человеческое создание, которое работает, страдает и является лучшим из друзей, — все еще неизвестен нам. Это чистая страница в истории человечества. Страница, которую хотелось бы заполнить».

подробнее...