Проект Коралловый риф


Внимание! Все права принадлежат Монтессори группе "на Курской" и ОПС "Ассоциация Монтессори-педагогов России". Любое коммерческое использование запрещается.

ИЗО: Море.
Большой лист или обои закрепляем на столе. Восковыми мелками или масляной пастелью рисуем водоросли. Смачиваем лист с помощью влажных губок. На палитру берем несколько «морских» (синий, сине-зеленый, изумрудный, фиолетовый)  цветов акварели, лучше из тюбиков. Поролоновыми губками на влажную основу  наносим краску волнообразными движениями, закрашивая весь лист.

Риф - создание вместе с детьми

КРУГ: Что такое коралловый риф.
Материалы: коралл, картинки с изображениями кораллов, макет-панорама «Коралловый риф» из книги «Путешествие в Австралию». 
Интересно: названия кораллов «мозговик», «морское перо», «морской веер»

ИЗО: Делаем кораллы в технике аппликации из рваной бумаги.
Педагог вырезает из картона заготовки в обобщенной  форме кораллов. Подбираем цветную бумагу по 4-5 близких оттенков для каждого коралла.
Рвем листы на мелкие кусочки, перемешиваем  и наклеиваем на заготовку внахлёст, пока вся заготовка не будет покрыта бумажной мозаикой. Для такой работы удобно использовать клеевой карандаш.

Коралл в технике аппликацииКоралл в технике аппликации2

КРУГ: Полипы.
Полипы – строители кораллов. Класс – кишечнополостные.
Рассказ о строении полипов,их жизненном цикле и условиях обитания.  .
Материалы: книга «Коралловые рифы» из серии «Я люблю читать», аудиоэнциклопедия Беседы с Чевостиком «Обитатели океанов» , трек 11, макет-панорама «Коралловый риф» из книги «Путешествие в Австралию». 
Интересно и важно: вода теплая, больше 20°, глубина  меньше 20 м, питаются планктоном.

Коралл

ИЗО:  Полипы, актинии, водоросли.
Вырезаем картонную основу коралла, делаем её устойчивой. Из цветной гофрированной бумаги нарезаем полоски шириной 5-10 см. С одного края полоски нарезаем бахрому и скручиваем в трубочку.
Прикрепляем бумажным скотчем к картонной основе коралла.

Полипы актинии водоросли

КРУГ: Коралловые рыбки.
Класс – рыбы. (рыбы-бабочки, рыба-клоун, рыба-спинорог, рыба-хирург, рыба-ангел, рыба-носорог, рыба-попугай и т.п.)
Материалы: карточки  и фигурки из расширения словарного запаса, фотографии из книг и журналов, аудиоэнциклопедия Беседы с Чевостиком «Удивительные рыбы» , трек 10, макет-панорама «Коралловый риф» из книги «Путешествие в Австралию». 
Интересно: яркая защитная окраска, попугай ест кораллы и какает песком, рыба-ангел может менять пол и внешний вид.

вместе с детьми

ИЗО:  Коралловые рыбки.(пластилиновая живопись)
Вырезаем из картона контуры рыбок.(Их рисует учитель.) Дети рассматривают рыбок на картинках, фотографиях или фигурках. Выбирают пластилин нужных цветов и в технике пластилиновой живописи, прилепляя и размазывая маленькие кусочки пластилина к картону, раскрашивают рыбок. Потом можно нанести декоративную гравировку стеками или обратной стороной фломастера.

своими руками вместе с детьмисделать с ребенком вместечем занять ребенкавместе с детьми       своими руками вместе с детьмивместе с детьмисвоими руками вместе с детьми

КРУГ: Медузы.
Медузы ( Морская оса, португальский кораблик и др.) Класс –  кишечнополостные.
Материалы: карточки  и фигурки из расширения словарного запаса, фотографии из книг и журналов, аудиоэнциклопедия Беседы с Чевостиком «Обитатели океанов » , трек 16, макет-панорама «Коралловый риф» из книги «Путешествие в Австралию». 
Интересно: жизненный цикл, слова стробола и полип, ядовитые медузы.

вместе с детьми

ИЗО: Медуза.
Из цветной бумаги  склеиваем трубочку диаметром 4-5 см, длинной 20 см.  
Нижние 10 см разрезаем на полоски и накручиваем их на карандаш. Это – щупальца медузы. На основе верхней части трубочки из другого листа делаем «фонарик». Небольшой п/э пакет ( 20Х10 см ) надеваем сверху на фонарик и стягиваем тонким скотчем, оставляя щупальца свободными. Нижнюю часть пакета  разрезаем на полоски.

вместе с детьми

КРУГ: Морской конек.(Тряпичник)
Морской конек.(Тряпичник) Класс – рыбы.
Материалы: карточки  и фигурки из расширения словарного запаса, макет-панорама «Коралловый риф» из книги «Путешествие в Австралию», фотографии из книг и журналов.
Интересно: особенности маскировки (наросты), самая медленная рыбка, самый заботливый папа – носит икринки в сумке на животе.

своими руками вместе с детьми

ИЗО:  Коралловые рыбки. (Витраж-прилипайка)
Рисуем или обводим по шаблону контуры разных рыбок. Вкладываем рисунок в пластиковый файл. Используя витражные краски «Прилипайка» рисуем рыбок. Когда они высохнут, их снимают с пленки и закрепляют на любой гладкой поверхности, например, зеркале.

КРУГ: Осьминог
Осьминог.(Голубокольчатый) Класс – головоногие моллюски.
Материалы:     фигурки из расширения словарного запаса, макет-панорама «Коралловый риф» из книги «Путешествие в Австралию», фотографии осьминога.
Интересно: особенности строения – 3 сердца, 8 щупалец, клюв, очень заботливая мама, ядовит и опасен для человека, и вообще очень умное животное.

своими руками вместе с детьми/p>

ИЗО: Осьминоги.
Сначала делаем заготовку в технике холодного батика. Ткань натягиваем на раму, рисуем круги резервом или контурами. На следующем занятии расписываем ткань красками для ткани, или тушью, или чернилами.  Расписанную ткань разрезаем, чтобы получилось 8 ног. В качестве головы можно использовать небольшой воздушный шарик, концы ног и голову закрепляем резинками. Можно сделать каркас из проволоки, тогда форму щупалец можно зафиксировать.

чем занять ребенкасвоими руками вместе с детьмисвоими руками вместе с детьми

КРУГ: Акулы. (Серые рифовые, акула-нянька.)
Класс – рыбы.
Материалы: карточки  и фигурки из расширения словарного запаса, фотографии из книг и журналов, аудиоэнциклопедия Беседы с Чевостиком «Обитатели океанов » , трек 13, «Удивительные рыбы» , трек 6, макет-панорама «Коралловый риф» из книги «Путешествие в Австралию».
Интересно: зубы у акулы  могут меняться всю жизнь, расположены в несколько рядов, акула всегда движется, чтобы дышать,хочет есть только ночью, спутники акулы – рыба-прилипала, чистильщик зубов акулы – голубой губанчик.

своими руками вместе с детьми

ИЗО:  Акулы, осьминоги, черепахи  и др. в технике «мокрой акварели».
Лист акварельной бумаги смачивается губкой сначала с гладкой, затем с шершавой стороны. Широкой кисточкой закрываем весь лист голубой акварельной краской. Выбирая нужные цвета рисуем обитателей  рифа.
Зубы акулы и присоски осьминога рисуем белилами.

своими руками вместе с детьми   творим вместе с детьми  своими руками вместе с детьми

КРУГ: Морская черепаха.
Класс – пресмыкающиеся.
Материалы: карточки  и фигурки из расширения словарного запаса, фотографии из книг и журналов, аудиоэнциклопедия Беседы с Чевостиком
« Динозавры и другие пресмыкающиеся » , трек 9, макет-панорама «Коралловый риф» из книги «Путешествие в Австралию».
Интересно: морская черепаха не может втягивать  под панцирь ноги, зато может очень долго не дышать, когда спит;  яйца откладывает в песок на берегу.

сделать с ребенком вместе

ИЗО:  Морская черепаха.
Из пластилина делаем заготовку в форме панциря.  Гипсовый бинт нарезаем кусочками, окунаем в миску с водой и быстро накладываем на заготовку. После того, как гипс застынет, панцирь раскрашиваем гуашью. Ласты и голову лепим из пластилина или скульптурной массы.

сделать с ребенком вместе  чем занять ребенка сделать с ребенком вместе

КРУГ: Другие обитатели кораллового рифа.
Другие обитатели кораллового рифа.(Морские звезды, актинии, крабы, раки-отшельники, креветки, барракуды, мурены, скаты. )
Материалы: карточки  и фигурки из расширения словарного запаса, фотографии из книг и журналов, макет-панорама «Коралловый риф» из книги «Путешествие в Австралию».
Информацию готовят дети.
Интересно: морские звезды – опасные для кораллов хищники, а актиния и рак- отшельник – устойчивый симбиоз.

сделать с ребенком вместе

ИЗО:  Кораллы и их обитатели из соленого теста.
Из смеси 1:1 муки и соли + вода делаем тесто. Лепим кораллы, осьминогов, морских звезд и т.п.  Декорируем кораллы отпечатками крестовой отвертки, морских обитателей – кружочками и т.д.  После запекания или сушки раскрашиваем гуашью.

сделать с ребенком вместе чем занять ребенка  сделать с ребенком вместесделать с ребенком вместе

КРУГИ – игры:
1. Сортировка фигурок или карточек
а) Выбрать из всех фигурок только обитателей кораллового рифа.
б) Разделить обитателей кораллового рифа на рыб и не рыб.
в) Разделить рыб на хрящевых и костных.

ИЗО:  Медали-кораллы из бисера.

На тонкую проволоку дети нанизывают цветной бисер и стеклярус. Концы проволоки скручиваем и полученное кольцо выгибаем в причудливую форму коралла. Приклеиваем на круглую картонную заготовку цвета морской волны (можно закрасить лист картона волнами, лучше использовать темперу).Можно добавить маленьких рыбок, ракушек, морских коньков из наборов декоративных бусин, наклеить в середину бисер россыпью. Клей  - густой ПВА или Момент (если приклеивают взрослые).

сделать с ребенком вместе

КРУГИ  – игры:
Найди лишнего
а) Среди рыб – дельфин
б) Среди ракообразных – паук
в) Среди морских черепах – сухопутная
и т.п.

ИЗО: Дно.
Из картона нарезаем неровные полоски. На них наносим пластилин желто-коричневых тонов. Сверху на пластилин прилепляем ракушки, камушки и крупу-песок. Красим свободное пространство гуашью.

сделать с ребенком вместе

КРУГ: Игры на запоминание.
Дети по очереди  прячут одну из фигурок обитателей кораллового рифа,    остальные угадывают, кого не хватает.
ИЗО: Большая рыба.
Из блестящей бумаги вырезаем хвост и плавники. СD диски расписываем  объёмными контурами и витражными красками. Из получившейся чешуи собираем рыбу, скрепляя диски бумажным скотчем с обратной стороны. Присоединяем хвост и плавники.

 

История про возникновение Кораллового рифа
Все персонажи  сделаны детьми на занятиях в мастерской.

Звучит музыка
сделать с ребенком вместе На фоне моря и  пустого  плоского дна под звуки короба-ксилофона  появляется осьминог.

Я пятнистый молодец,
Обладатель трех сердец.
У меня есть восемь ног,
Называюсь – осьминог.

сделать с ребенком вместе Звучит «Шум океана»

Море тихо и пустынно,
Невесёлая картина.
Нужен мне красивый дом,
Может быть вернусь потом.

что делать с ребенком дома

Звучит «Гром», со дна поднимается вулкан, он извергается, из него вылетает лава и пепел.

 

Ой! Гудит морское дно.
Затряслось, дрожит оно.
И со дна, как великан,
Поднимается вулкан.
Он шипит, гремит, плюётся,
А из жерла лава льётся.

что делать с ребенком дома Звучит круговой ксилофон, появляются медузы.

Долго море там бурлило,
Наконец чуть-чуть остыло.
Стало мелко и тепло –
Что медуз  и привлекло.
И раскрылись в нем зонты
Небывалой красоты.
Стали там они играть,
И  кружить, и танцевать…
( Ну а танец у медуз –
блюз)

что делать с ребенком дома Под звуки коробочки появляются  полипы.

Поиграли, покружили –
В воду яйца отложили.
Яйца, что ко дну прилипли,
Превращаются в полипы.
Ну а где полипам жить?
Надо домики  сложить.
Чтоб от хищников спасаться –
Надо в домике скрываться.
И полипы строят дом,
Строболой зовётся он.

чем занять ребенкаЗвучит ксилофон, вырастают кораллы.

Сколько много стробол стало!
Так на дне растут кораллы.
Там, где раньше мгла была,
Чудо-клумба расцвела.
На неё полюбоваться
Стали гости собираться.

чем занять ребенкаЗвучат колокольчики, появляются коралловые рыбки.

Эй, вы кто на дне морском?
Клоун, бабочка с коньком,
Попугай – совсем не птичка –
Все мы  рыбки-невелички.
Чтобы хищник не догнал –
Быстро прячемся в коралл.
Исчезаем очень ловко –
Помогает маскировка.
От больших и хищных рыб
Нас спасет барьерный риф.

чем занять ребенка Под звуки кастаньет  приплывает акула.

И зубастая акула
Из-за рифа подмигнула –
Я голодная совсем,
Кто не спрятался –  всех съем.
Зубы загнуты крючками,
Расположены рядами,
Если что попало в рот,
То обратно не плюёт.
Но акула, между прочим,
Хочет кушать только ночью.

чем занять ребенка Звучит тромбончик, появляются морские коньки.

Вот морской конек-самец.
Он заботливый отец.
Он икринки в сумке носит,
Никогда нигде не бросит,
Тех, кто вылупился, сам
Выпускает в океан.

чем занять ребенка Звучат   гусли, приплывают морские звезды.

Пусть кругом одна вода –
В море тоже есть звезда.
Нас относят к иглокожим,
Мы на хищниц не похожи.
И купаемся в волне,
С виду мирные вполне.

чем занять ребенка Звук металлофона  сопровождает появление морской черепахи

Я почти не знаю страха –
Я морская черепаха.
Крепкий панцирь, как броня,
Защитит всегда меня.
Если захочу поспать,
То не надо мне всплывать.
Не дышать могу совсем
Шесть  часов, и даже семь.

Звучит увертюра из «Садко», возвращается осьминог.

Есть мурены, барракуды
И актинии повсюду,
Здесь для всех и дом, и  пища!
Ах, какая красотища!
Солнце, теплая вода!
Здесь я буду жить всегда.

Играет весь оркестр.

Вопросы для викторины ( проходит в форме магнитной рыбалки, ловятся рыбы с вопросами):

  1. У него 3 сердца. А сколько у него щупалец?
  2. Какая рыба самая медленная?
  3. Что за оса живет в море?
  4. У кого всю жизнь меняются зубы?
  5. Почему акулы не останавливаются?
  6. С кем дружат актинии?
  7. У кого из обитателей рифа есть клюв?
  8. Кто построил коралловый риф?
  9. Кому чистит зубы голубой губанчик?
  10. Кто очень заботливый отец?
  11. Кто живет в море, а откладывает яйца на суше?
  12. Какие  «насекомые» живут в кораллах?
  13. Какая рыба носит птичье имя?
  14. Какая рыба могла бы выступать в цирке?
  15. У каких рыб есть плавательный пузырь?
  16. Какие обитатели кораллового рифа ядовиты?

Праздник продолжается танцами медуз и дельфинов, игрой «Море волнуется раз..», чаепитием с поеданием испеченных детьми  рыбок  и морских звезд.

Конец!