Проект Коралловый риф
Внимание! Все права принадлежат Монтессори группе "на Курской" и ОПС "Ассоциация Монтессори-педагогов России". Любое коммерческое использование запрещается.
ИЗО: Море.
Большой лист или обои закрепляем на столе. Восковыми мелками или масляной пастелью рисуем водоросли. Смачиваем лист с помощью влажных губок. На палитру берем несколько «морских» (синий, сине-зеленый, изумрудный, фиолетовый) цветов акварели, лучше из тюбиков. Поролоновыми губками на влажную основу наносим краску волнообразными движениями, закрашивая весь лист.
КРУГ: Что такое коралловый риф.
Материалы: коралл, картинки с изображениями кораллов, макет-панорама «Коралловый риф» из книги «Путешествие в Австралию».
Интересно: названия кораллов «мозговик», «морское перо», «морской веер»
ИЗО: Делаем кораллы в технике аппликации из рваной бумаги.
Педагог вырезает из картона заготовки в обобщенной форме кораллов. Подбираем цветную бумагу по 4-5 близких оттенков для каждого коралла.
Рвем листы на мелкие кусочки, перемешиваем и наклеиваем на заготовку внахлёст, пока вся заготовка не будет покрыта бумажной мозаикой. Для такой работы удобно использовать клеевой карандаш.
КРУГ: Полипы.
Полипы – строители кораллов. Класс – кишечнополостные.
Рассказ о строении полипов,их жизненном цикле и условиях обитания. .
Материалы: книга «Коралловые рифы» из серии «Я люблю читать», аудиоэнциклопедия Беседы с Чевостиком «Обитатели океанов» , трек 11, макет-панорама «Коралловый риф» из книги «Путешествие в Австралию».
Интересно и важно: вода теплая, больше 20°, глубина меньше 20 м, питаются планктоном.
ИЗО: Полипы, актинии, водоросли.
Вырезаем картонную основу коралла, делаем её устойчивой. Из цветной гофрированной бумаги нарезаем полоски шириной 5-10 см. С одного края полоски нарезаем бахрому и скручиваем в трубочку.
Прикрепляем бумажным скотчем к картонной основе коралла.
КРУГ: Коралловые рыбки.
Класс – рыбы. (рыбы-бабочки, рыба-клоун, рыба-спинорог, рыба-хирург, рыба-ангел, рыба-носорог, рыба-попугай и т.п.)
Материалы: карточки и фигурки из расширения словарного запаса, фотографии из книг и журналов, аудиоэнциклопедия Беседы с Чевостиком «Удивительные рыбы» , трек 10, макет-панорама «Коралловый риф» из книги «Путешествие в Австралию».
Интересно: яркая защитная окраска, попугай ест кораллы и какает песком, рыба-ангел может менять пол и внешний вид.
ИЗО: Коралловые рыбки.(пластилиновая живопись)
Вырезаем из картона контуры рыбок.(Их рисует учитель.) Дети рассматривают рыбок на картинках, фотографиях или фигурках. Выбирают пластилин нужных цветов и в технике пластилиновой живописи, прилепляя и размазывая маленькие кусочки пластилина к картону, раскрашивают рыбок. Потом можно нанести декоративную гравировку стеками или обратной стороной фломастера.
КРУГ: Медузы.
Медузы ( Морская оса, португальский кораблик и др.) Класс – кишечнополостные.
Материалы: карточки и фигурки из расширения словарного запаса, фотографии из книг и журналов, аудиоэнциклопедия Беседы с Чевостиком «Обитатели океанов » , трек 16, макет-панорама «Коралловый риф» из книги «Путешествие в Австралию».
Интересно: жизненный цикл, слова стробола и полип, ядовитые медузы.
ИЗО: Медуза.
Из цветной бумаги склеиваем трубочку диаметром 4-5 см, длинной 20 см.
Нижние 10 см разрезаем на полоски и накручиваем их на карандаш. Это – щупальца медузы. На основе верхней части трубочки из другого листа делаем «фонарик». Небольшой п/э пакет ( 20Х10 см ) надеваем сверху на фонарик и стягиваем тонким скотчем, оставляя щупальца свободными. Нижнюю часть пакета разрезаем на полоски.
КРУГ: Морской конек.(Тряпичник)
Морской конек.(Тряпичник) Класс – рыбы.
Материалы: карточки и фигурки из расширения словарного запаса, макет-панорама «Коралловый риф» из книги «Путешествие в Австралию», фотографии из книг и журналов.
Интересно: особенности маскировки (наросты), самая медленная рыбка, самый заботливый папа – носит икринки в сумке на животе.
ИЗО: Коралловые рыбки. (Витраж-прилипайка)
Рисуем или обводим по шаблону контуры разных рыбок. Вкладываем рисунок в пластиковый файл. Используя витражные краски «Прилипайка» рисуем рыбок. Когда они высохнут, их снимают с пленки и закрепляют на любой гладкой поверхности, например, зеркале.
КРУГ: Осьминог
Осьминог.(Голубокольчатый) Класс – головоногие моллюски.
Материалы: фигурки из расширения словарного запаса, макет-панорама «Коралловый риф» из книги «Путешествие в Австралию», фотографии осьминога.
Интересно: особенности строения – 3 сердца, 8 щупалец, клюв, очень заботливая мама, ядовит и опасен для человека, и вообще очень умное животное.
/p>
ИЗО: Осьминоги.
Сначала делаем заготовку в технике холодного батика. Ткань натягиваем на раму, рисуем круги резервом или контурами. На следующем занятии расписываем ткань красками для ткани, или тушью, или чернилами. Расписанную ткань разрезаем, чтобы получилось 8 ног. В качестве головы можно использовать небольшой воздушный шарик, концы ног и голову закрепляем резинками. Можно сделать каркас из проволоки, тогда форму щупалец можно зафиксировать.
КРУГ: Акулы. (Серые рифовые, акула-нянька.)
Класс – рыбы.
Материалы: карточки и фигурки из расширения словарного запаса, фотографии из книг и журналов, аудиоэнциклопедия Беседы с Чевостиком «Обитатели океанов » , трек 13, «Удивительные рыбы» , трек 6, макет-панорама «Коралловый риф» из книги «Путешествие в Австралию».
Интересно: зубы у акулы могут меняться всю жизнь, расположены в несколько рядов, акула всегда движется, чтобы дышать,хочет есть только ночью, спутники акулы – рыба-прилипала, чистильщик зубов акулы – голубой губанчик.
ИЗО: Акулы, осьминоги, черепахи и др. в технике «мокрой акварели».
Лист акварельной бумаги смачивается губкой сначала с гладкой, затем с шершавой стороны. Широкой кисточкой закрываем весь лист голубой акварельной краской. Выбирая нужные цвета рисуем обитателей рифа.
Зубы акулы и присоски осьминога рисуем белилами.
КРУГ: Морская черепаха.
Класс – пресмыкающиеся.
Материалы: карточки и фигурки из расширения словарного запаса, фотографии из книг и журналов, аудиоэнциклопедия Беседы с Чевостиком
« Динозавры и другие пресмыкающиеся » , трек 9, макет-панорама «Коралловый риф» из книги «Путешествие в Австралию».
Интересно: морская черепаха не может втягивать под панцирь ноги, зато может очень долго не дышать, когда спит; яйца откладывает в песок на берегу.
ИЗО: Морская черепаха.
Из пластилина делаем заготовку в форме панциря. Гипсовый бинт нарезаем кусочками, окунаем в миску с водой и быстро накладываем на заготовку. После того, как гипс застынет, панцирь раскрашиваем гуашью. Ласты и голову лепим из пластилина или скульптурной массы.
КРУГ: Другие обитатели кораллового рифа.
Другие обитатели кораллового рифа.(Морские звезды, актинии, крабы, раки-отшельники, креветки, барракуды, мурены, скаты. )
Материалы: карточки и фигурки из расширения словарного запаса, фотографии из книг и журналов, макет-панорама «Коралловый риф» из книги «Путешествие в Австралию».
Информацию готовят дети.
Интересно: морские звезды – опасные для кораллов хищники, а актиния и рак- отшельник – устойчивый симбиоз.
ИЗО: Кораллы и их обитатели из соленого теста.
Из смеси 1:1 муки и соли + вода делаем тесто. Лепим кораллы, осьминогов, морских звезд и т.п. Декорируем кораллы отпечатками крестовой отвертки, морских обитателей – кружочками и т.д. После запекания или сушки раскрашиваем гуашью.
КРУГИ – игры:
1. Сортировка фигурок или карточек
а) Выбрать из всех фигурок только обитателей кораллового рифа.
б) Разделить обитателей кораллового рифа на рыб и не рыб.
в) Разделить рыб на хрящевых и костных.
ИЗО: Медали-кораллы из бисера.
На тонкую проволоку дети нанизывают цветной бисер и стеклярус. Концы проволоки скручиваем и полученное кольцо выгибаем в причудливую форму коралла. Приклеиваем на круглую картонную заготовку цвета морской волны (можно закрасить лист картона волнами, лучше использовать темперу).Можно добавить маленьких рыбок, ракушек, морских коньков из наборов декоративных бусин, наклеить в середину бисер россыпью. Клей - густой ПВА или Момент (если приклеивают взрослые).
КРУГИ – игры:
Найди лишнего
а) Среди рыб – дельфин
б) Среди ракообразных – паук
в) Среди морских черепах – сухопутная
и т.п.
ИЗО: Дно.
Из картона нарезаем неровные полоски. На них наносим пластилин желто-коричневых тонов. Сверху на пластилин прилепляем ракушки, камушки и крупу-песок. Красим свободное пространство гуашью.
КРУГ: Игры на запоминание.
Дети по очереди прячут одну из фигурок обитателей кораллового рифа, остальные угадывают, кого не хватает.
ИЗО: Большая рыба.
Из блестящей бумаги вырезаем хвост и плавники. СD диски расписываем объёмными контурами и витражными красками. Из получившейся чешуи собираем рыбу, скрепляя диски бумажным скотчем с обратной стороны. Присоединяем хвост и плавники.
История про возникновение Кораллового рифа
Все персонажи сделаны детьми на занятиях в мастерской.
Звучит музыка
На фоне моря и пустого плоского дна под звуки короба-ксилофона появляется осьминог.
Я пятнистый молодец,
Обладатель трех сердец.
У меня есть восемь ног,
Называюсь – осьминог.
Звучит «Шум океана»
Море тихо и пустынно,
Невесёлая картина.
Нужен мне красивый дом,
Может быть вернусь потом.
Ой! Гудит морское дно.
Затряслось, дрожит оно.
И со дна, как великан,
Поднимается вулкан.
Он шипит, гремит, плюётся,
А из жерла лава льётся.
Звучит круговой ксилофон, появляются медузы.
Долго море там бурлило,
Наконец чуть-чуть остыло.
Стало мелко и тепло –
Что медуз и привлекло.
И раскрылись в нем зонты
Небывалой красоты.
Стали там они играть,
И кружить, и танцевать…
( Ну а танец у медуз –
блюз)
Под звуки коробочки появляются полипы.
Поиграли, покружили –
В воду яйца отложили.
Яйца, что ко дну прилипли,
Превращаются в полипы.
Ну а где полипам жить?
Надо домики сложить.
Чтоб от хищников спасаться –
Надо в домике скрываться.
И полипы строят дом,
Строболой зовётся он.
Звучит ксилофон, вырастают кораллы.
Сколько много стробол стало!
Так на дне растут кораллы.
Там, где раньше мгла была,
Чудо-клумба расцвела.
На неё полюбоваться
Стали гости собираться.
Звучат колокольчики, появляются коралловые рыбки.
Эй, вы кто на дне морском?
Клоун, бабочка с коньком,
Попугай – совсем не птичка –
Все мы рыбки-невелички.
Чтобы хищник не догнал –
Быстро прячемся в коралл.
Исчезаем очень ловко –
Помогает маскировка.
От больших и хищных рыб
Нас спасет барьерный риф.
Под звуки кастаньет приплывает акула.
И зубастая акула
Из-за рифа подмигнула –
Я голодная совсем,
Кто не спрятался – всех съем.
Зубы загнуты крючками,
Расположены рядами,
Если что попало в рот,
То обратно не плюёт.
Но акула, между прочим,
Хочет кушать только ночью.
Звучит тромбончик, появляются морские коньки.
Вот морской конек-самец.
Он заботливый отец.
Он икринки в сумке носит,
Никогда нигде не бросит,
Тех, кто вылупился, сам
Выпускает в океан.
Звучат гусли, приплывают морские звезды.
Пусть кругом одна вода –
В море тоже есть звезда.
Нас относят к иглокожим,
Мы на хищниц не похожи.
И купаемся в волне,
С виду мирные вполне.
Звук металлофона сопровождает появление морской черепахи
Я почти не знаю страха –
Я морская черепаха.
Крепкий панцирь, как броня,
Защитит всегда меня.
Если захочу поспать,
То не надо мне всплывать.
Не дышать могу совсем
Шесть часов, и даже семь.
Звучит увертюра из «Садко», возвращается осьминог.
Есть мурены, барракуды
И актинии повсюду,
Здесь для всех и дом, и пища!
Ах, какая красотища!
Солнце, теплая вода!
Здесь я буду жить всегда.
Играет весь оркестр.
Вопросы для викторины ( проходит в форме магнитной рыбалки, ловятся рыбы с вопросами):
- У него 3 сердца. А сколько у него щупалец?
- Какая рыба самая медленная?
- Что за оса живет в море?
- У кого всю жизнь меняются зубы?
- Почему акулы не останавливаются?
- С кем дружат актинии?
- У кого из обитателей рифа есть клюв?
- Кто построил коралловый риф?
- Кому чистит зубы голубой губанчик?
- Кто очень заботливый отец?
- Кто живет в море, а откладывает яйца на суше?
- Какие «насекомые» живут в кораллах?
- Какая рыба носит птичье имя?
- Какая рыба могла бы выступать в цирке?
- У каких рыб есть плавательный пузырь?
- Какие обитатели кораллового рифа ядовиты?
Праздник продолжается танцами медуз и дельфинов, игрой «Море волнуется раз..», чаепитием с поеданием испеченных детьми рыбок и морских звезд.
Конец!