Новый учебный год начался!
Как всегда, старт ему дал День рождения Марии Монтессори. 31 августа в Ассоциации собрались друзья и коллеги, чтобы весело и дружно отметить это событие. После праздничного застолья все поучаствовали в спектакле – импровизации. Роли тянули по жребию, а пьесу написала Марина Рудина, наша коллега из Севастополя.
Пьеса
Задали задание - написать историю, эссе и размышления... на тему Монтессори. И как-то неожиданно пришла ко мне идея. Боюсь, неподходящая и странная затея... Но все же я попробую ее здесь воплотить. И если не понравится - то так тому и быть. Вам может быть скучно, а где-то - противно. Но я так старалась писать... креативно.
Однажды мне привиделось собранье мудрецов. Учителей, ученых - по виду не глупцов. Я многих узнавала по лицам, рассужденьям. И даже понимала я их мировоззренья.
А собственно предметом их увлеченных споров являлась тема детства. Младенцев, юниоров...
И я тихонько села подальше в уголке и важные цитаты писала на руке.
Специалист старой школы: Итак, позвольте я начну. Все надо делать по уму. Все мы рождаемся в системе. И это счастье!
Возглас из зала: Это-БРЕМЯ!
Специалист: позвольте, кто это кричит? Пусть или выйдет, иль молчит!
Выходит Мария Монтессори
Специалист: вы кто такая? Позвольте.... даа... припоминаю....
Вы итальянский педагог. Такой сапожник без сапог. Чужим вы время посвящали, а сына в интернат отдали.
Мария: поберегите ваш сарказм. Он может перейти в маразм. Мои все знания достались тем малышам, кто в них нуждались. Мой сын помощником мне стал и детям тоже помогал.
Специалист: Ну, ваше право, ваше право... Найдется и на вас управа. Итак, я мнение свое сейчас озвучу, е-мое! Задача первая в рожденьи - всех оградить от зараженья! Младенцев в боксы помещать.
Мария: что, главная 'зараза' - мать?
Спец: Младенцу нужна чистота!
Мария: несомненно
Спец: нужна изоляция!
Мария (сочувственно): да, непременно
Спец: от мира его оградить, от людей.
Мария: за что вы не любите, милый, детей?
Спец: в отдельную комнату после рожденья!
Мария: вы разве не видите здесь преступленья? Ведь связь его с мамой была неразрывна. И после рожденья она непрерывна.
Спец: гигиена и уход только нужен крохе!
Мария: ничего себе подход. Милый, это крохи... А учение детей - дело мам?
Спец: У ч и т е л е й!
Макаренко Антон Семенович: Воспитательный процесс-дело педагога? Может быть, отчасти, да. Да и то немного. Общий тон уверен я, главный знаменатель, Создаете ВЫ, семья, а не воспитатель
Спец (не обращая внимания): Ясли. Садик. После - школа.
Мария (тихо): и от воли два укола.
Спец (не слышит): ... и игрушек полный дом. И покончим мы на том.
Мария: Подарки для детских иллюзий-игрушки. Бег от реальности в мир погремушки. Внутренней силы святая вода вдруг утекает от них в никуда... Роли играют - от мира защита. Бег от реальных поступков и быта. Взрослые рады дарить детям сказку. Ребенок использует это как маску.
Детский разум направляй настоящим делом. От себя не удаляй ни душой, ни телом.
Макаренко: Вы считаете, ребенок готов к развитию с пеленок? И с насилием извне? Маша, мы ж не на войне!
Мария: Вы учите малыша исподволь, не прямо. Лет до трех пусть будет с ним непременно мама. Не неситесь бешено со скоростью тигрицы. Дайте ему взвешено и медленно учиться. Ваша цель достигнута, если с интересом, вдумчиво и радостно он увлечен процессом.
Спец: МАЛЫШУ ЗАЧЕМ УЧИТЬСЯ?!
Мария: милый мой, не надо злиться
Макаренко: Расскажите, что да как. Я пойму, я не дурак.
Мария: Расскажу вам как Я вижу воспитание детишек. Дело вовсе не в ученье - в доброте и вдохновенье.
Всю любовь ему отдай. Наблюдай... Все терпение отдай. Наблюдай... Постоянно, непременно, беспрерывно, вдохновенно наблюдайте, успокойте, душу всю ему откройте. Развиваться не мешайте. С добротою наблюдайте...
Ведь стремленье к совершенству - это высшее блаженство. Сам себя малыш ваяет. Ограняет, окрыляет. Делать выбор помогайте, наблюдайте, наблюдайте...
И вмешаться не спешите - посмотрите, подождите. Может кроха сам решить, как ему здесь поступить.
Развитье ребенка тогда гармонично, когда он в ответе за действия лично. И мама и папа его поощряют всегда поступать как он сам понимает.
Зайцев: А письму его учить? И, конечно, чтению? Ведь без этого не быть ни вождем, ни гением. Я сейчас секрет открою. Чувствую себя Героем. Изобрел я уникальный способ чтенья музыкальный.
Всем известно, что малыш говорит не буквы лишь!
Начинает говорить кроха со складов! Ма ма ма, агу агу - к речи он готов! Снова к буквам возвращать - глупая затея. Речь со слухом развивать в м е с т е - вот идея! Сможем звуки различить мягкие и твёрдые. Будем вместе их учить? Будем! Мы не гордые. Кубики волшебные по-разному звучат. Какие - то из них звенят, какие - то - стучат. По размеру и по цвету тоже отличаются. Но фантазия моя тут, увы, кончается. Чтение, да и письмо наш малыш освоит. Только в школе переучат - это беспокоит...
Мария: Чтение - работа глаз. А письмо - то руки. Вы дите не путайте - разные науки! Сначала будет он писать, потом осмысленно читать. А спешить не стоит - себя не обогнать. Время нам природа для всего дала. Главное-свобода ,а не рост ума. Наш малыш в системе движется с в о е й. Не найдем мы круче для него идей. Это время лучше посвятить общению. Игры на прогулке, шутки, развлечения...
Лишние усилия тут, право, не нужны. Он читать научится. И писать, как вы. Разные периоды - разные занятия. А среду ему создать - дело воспитателя. К школе будет подготовлен и ничем не обусловлен.
Джон Хольт: От школы большого эффекта не будет! Дети как роботы там, а не люди. Тесно связать обучение с бытом - вот где собака успеха зарыта!
Глен Доман: Все вы забыли, коллеги, про счет. Или совсем не берете в расчет то, что ребенок попал в мир прогресса? К этому нету у вас интереса?
Метод мой прост и предельно он точен. Все начинаю я просто от точек. Красным горохом я точки расставлю - мозг малыша я работать заставлю. Дальше - слова. Математика также. Естествознание, физика даже.
Мозг загрузить чем-то очень полезным!
Мария: Чем-то полезным, но неинтересным? С вами согласна я в главной идее. Мозг заработал-малыш здоровее. Только с пеленок зачем ему цифры? Его вы готовите сразу в министры? Разному возрасту - разное дело. Собственно, вот что сказать я хотела.
Глен Доман: Ну, а движенье? В активности - сила!
Мария: Глен, за разумность я вас полюбила. В движениях всех развивается разум.
Глен: Мария, я понял вас. Жаль, что не сразу.
Мария: Коллеги. Друзья. Мне позвольте заметить, что главные в росте детей - это ДЕТИ. Зачем приспосабливать к ним ваши цели? Вы сами достигли их? Ах, не сумели ... Ну что ж, это ваша проблема, не их. Зачем же вы портите жизни двоих? Свой опыт, свой путь и свои пусть ошибки они совершают. Так будьте же гибки! Вам хочется гения - станьте им сами! Ребенок не ваш, он вам дан небесами. Пускай развивает СВОИ он таланты!
Зайцев: ссыпая бобы?
Глен: и завязывать банты?!
Мария: Вы в действиях этих их суть угадайте. Внимание все вы ребенку отдайте. Сторицей вернется любовь и терпенье. Он даст бесконечное вам вдохновенье
Рудольф Штайнер (изобретатель вальдорфской педагогики): В моей педагогике - разум и сила! Малыш с интеллектом - что бомба с тротилом. Развитие раннее вредно и скучно. И, глубоко убежден, ненаучно.
Мария : Воля, разум, интеллект строят мироздание. Как течение у рек. Как фундамент к зданию. Главный возраст упустил - и не наверстаешь. Сколько б денег ни платил - точно прогадаешь. Инструменты подобрать, строя разум прочный. А умение читать - то эффект побочный. Главное -свободным быть в рамках нужных правил. И ответственность развить. Поиграл-поставил.
Штайнер: Дети ВСЕ лет до семи подражают взрослым. Они правы, черт возьми! Мэм, сушите весла! Буквы, цифры отмени! Как сказал, лет до семи.
Огради детей от мира. Ведь в неведении - сила! В детях лидеров растить - только обществу вредить. Кто легко внушаем - тот непобеждаем! Или он непобедим... Смысл все равно один.
Мария: Как же вместе-то идти? Нам совсем не по пути... Мнение иное имею я, не скрою.
Что нам точно надо знать, как все организовать. Дисциплину и порядок нам в пространство нужно. Тогда будут все детишки там работать дружно!
Никитины: С Монтессори на волне мы, гляжу, одной. От Вальдорфского подхода огражден стеной. Мы с женой изобрели для детей занятия. Игры разные ввели. И мероприятия. Мы растим не гениев - талантливых детей. С морем вдохновения и с радостью страстей. Убираем их испуг, учим акробатике.
Наши игры-уникуб, кубики, квадратики.
Зайцев: для чего это, зачем?
Никитины: Как… Для математики! Много уровней в игре. В интересе - сила! Чтобы в нашей детворе личность победила! И спорткомплексы домой! Плюс массаж, закалка! И на воздух все гурьбой - там футбол, скакалка...
Мария: Схожи наши интересы. И подходы, и процессы. Никитины: Только в одном, Маша, я не согласен. А в остальном же ваш метод прекрасен. Нет конкуренции! В этом подвох! А без нее наш малыш очень плох. Он не стремится других обогнать. Пусть создает конкуренцию мать! Чтобы ребенка всегда подгоняли… Мария: Это вредит ему, милый. Не знали? Ведь у каждого свой ритм. Скорости развития. Действуйте вы бережно, мягко, по наитию. Стрессы создавать в среде – получать проблемы. Это же как раз беда нынешней системы. Никитины: Я не знаю, почему ВЫ так заблуждаетесь. Если не ввели борьбу, то потом намаетесь. Ведущий: Собственное мнение, друзья, не преступление. Никитины:Главный наш поход такой - от простого к сложному. И ребенок наш ЖИВОЙ! В меру осторожный. Опыт наш перенимать ездили с Японии! И Америка была...
Зайцев (язвительно): а была Эстония?
Мария: Не ссорьтесь, друзья. Все по-своему правы. Время какое - такие и нравы. Каждый родитель поймет для себя что же он видит под словом С Е М Ь Я.
Что касается детей, милый воспитатель - просто сильно их любите. Этого вам хватит.
И еще хочу заметить - счастье, у кого есть дети. Мамы, милые, прошу - Дайте радость малышу.
Я желаю вам терпенья. И душою НЕ СТАРЕНЬЯ. Сердце правильно питать. Всесторонне развивать. Пусть добро малыш несет в ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ народ. Бога помните всегда... Мир изменится тогда. Будьте же смиренны, мать. Позвольте КРОХЕ Вас создать. Тогда в наш спорный, сложный век малыш ваш будет
Ч Е Л О В Е К.