Зачем нужна мама в группе?


Шумилова Лариса Ивановна - Монтессори-педагогШумилова Лариса Ивановна
Монтессори-педагог с 1993г. Работала с детьми 3-6, 6-10лет,
с 2002г. - педагог Монтессори-групп "Вместе с мамой".

Почему в группах «Вместе с мамой» занимаются родители и их дети в возрасте до трёх лет
Сейчас появляются новые тревожные тенденции во взглядах на работу групп «Вместе с мамой», основанных на философии Марии Монтессори. Во-первых, есть мнение, что возраст детей, занимающихся вместе с мамами должен снизиться до полутора лет. Малыши старше этого возраста должны заниматься в среде Монтессори самостоятельно, без мам. Во- вторых, вызывает сомнение нахождение в развивающей среде Монтессори зоны активной деятельности или так называемой «шумной комнаты», активные и музыкальные игры с детьми на кругу.

Я не могу согласиться с такой точкой зрения некоторых людей, считающих себя профессионалами в области педагогики. Почему? Для этого существует несколько оснований.

В группах развития детей «Вместе с мамой», работают пары взрослый-ребёнок. Важно, чтобы взрослый был значимым человеком для ребёнка, а дети – в возрасте от 8-ми месяцев до 3-х лет. Почему до 3-х лет? Возраст детей от рождения до 3-х лет Мария Монтессори назвала возрастом « духовного эмбриона». Это значит, что связь ребёнка и мамы очень близка и чувствительна. Ребёнок живёт за счёт этой связи, эта связь даёт ему необходимые жизненные силы. К счастью, наша страна, поддерживая матерей в воспитании детей даёт им декретный отпуск до достижения ребёнком 3-х лет. Прерывая эту связь, искусственно сокращая время совместного общения мамы и ребёнка, взрослые наносят необратимый вред психическому и физическому здоровью ребёнка. Об этом ещё в прошлом столетии написал психиатр и психоаналитик Джон Боулби, когда исследовал состояние детей, оставшихся без родителей после Второй мировой войны. Согласно теории привязанности Боулби детям необходима защита, человек, на которого всегда можно положиться, который способствует развитию в ребёнке восприятия, эмоций и чувств в отношениях.

Чем же грозит прерывание этой связи?

• Если ребёнок постоянно испытывает эмоциональную боль в своих привязанностях, то сердце его начинает твердеть, и он уже не может быть привязан на более глубоких уровнях. Самое опасное - это эмоциональное онемение и защитное отчуждение.
• Дети, испытавшие страх разделения с мамой, долго цепляются за взрослого, к которому они привязаны, не могут отпустить. Ребёнок должен чувствовать полную безопасность в своей привязанности. • Страх разрыва с мамой вызывает раздражённость и агрессию в ребёнке.
• Появляется чувство тревоги и неуверенности, ребёнок чувствует, что родителям он не нужен, и это отрицательно сказывается на дальнейших детско-родительских отношениях.
• Появляются альфа-инстинкты. Ребёнок берёт на себя обязанность сохранять близость и поддерживать привязанность. Тогда он может стать очень требовательным, командовать, или, наоборот, стремится понравиться.
• Ребёнок может искать привязанность на стороне. И тогда есть вероятность стать жертвой педофила.

Группы «Вместе с мамой» - это лучшая возможность для молодых мам научиться здоровым взаимоотношениям с ребёнком. Что же происходит в группах «Вместе с мамой»? Большинство родителей приходят в эти группы, чтобы

• учить детей;
• чтобы дети играли друг с другом.

Ни одна из этих целей не соответствует тому, что действительно происходит в группах «Вместе с мамой».

Во-первых, в среде Монтессори, построенной в соответствии с возрастной сензитивностью и наполненной развивающими материалами, дети имеют возможность учиться сами. Эта среда не традиционный пустой класс, в котором кроме парт и учителя нет ничего, и только учитель « может учить».

Во-вторых, это заблуждение, что у детей в таком возрасте есть потребность играть друг с другом. Малыши играют рядом, но не вместе. Вот то, для чего мамы приходят в группу «Вместе с мамой», они начинают понимать спустя какое-то время. Самое важное открытие, которое делают мамы – это то, что они приходят не учить ребёнка, а учатся сами взаимодействовать с ребёнком, учатся его понимать и принимать таким, каков он есть на самом деле и не пытаются подгонять его под свои ожидания. Мария Монтессори считала, чтобы воспитывать ребёнка, надо его знать, чтобы его знать – за ним надо наблюдать, а чтобы наблюдать ребёнку нужно дать свободу. Всё это возможно осуществить в развивающей среде Монтессори в группах «Вместе с мамой».

А вот что по этому поводу писала Мария Монтессори:
«Мать и ребенок – одно. Там, где цивилизация еще не сломала этот обычай, мать никогда не доверит своего ребенка кому-либо еще. Ребенок разделяет жизнь матери и всегда слушает. …Еще один момент – это обычай продлевать период грудного вскармливания. Иногда он длится полтора года, иногда два и даже три года. Никакой необходимости в плане питания в этом нет, потому что ребенок уже в течение некоторого времени может усваивать другую пищу, но продление лактации требует, чтобы мать оставалась со своим ребенком, и это отвечает ее подсознательному желанию помочь своему ребенку в его социальной жизни, на которой он строит свой разум. … Также можно наблюдать, что малыш, когда вместе с матерью они куда-то отправляются, никогда не плачет, только в случае если он заболел или ему больно. Однако в странах Запада детский плач – это проблема. Сколько раз мы слышали, как родители жалуются на то, что их дети постоянно плачут? Они обсуждают, что надо делать, чтобы успокоить ребенка, и как сделать, чтобы он все время был счастлив. На это современная психология дает такой ответ: « Причиной детского плача и беспокойства, приступов крика и ярости является ментальный голод».

И в заключение ещё несколько слов о необходимости в среде Монтессори «шумной комнаты» и активных игр на кругу.
1. Развитие крупной моторики – один из возрастных сензитивов, о которых писала в своих трудах Мария Монтессори. Как может быть развивающая среда полноценной, если в ней не будет условий для реализации потребности детей в их физическом развитии?
2. Для полноценной работы детям необходима смена деятельности. Спокойная сосредоточенная работа сменяется активными движениями.
3. Обогащение клеток мозга кислородом, необходимое для развития коры больших полушарий, происходит во время физических упражнений.

А что думала об этом Мария Монтессори?
« Одна из самых больших ошибок нашего времени – думать о движении как таковом, как о чем-то оторванном от высших функций.
…Такая серьезная ошибка не может не привести к вредным последствиям – её результатом является разделение между миром движения и миром мысли. Поскольку у ребенка есть не только разум, но и тело, мы понимаем, что в его курс обучения необходимо включить игры с тем, чтобы не пренебречь ничем из того, чем одарила его природа.
…Мускулы, управляемые мозгом, называются мышцами произвольных движений. Это означает, что их контролирует воля, а сила воли является одним из высших проявлений разума».
« Танец – самое индивидуальное из всех движений, но даже танец был бы бесполезным без аудитории, другими словами, без какой-либо социальной или трансцендентальной цели».